?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В Боготе протестующие блокировали движение скоростных автобусов. Достаточно интересная новость, оставленная у нас практически полностью без внимания. Действительно, Колумбия далеко, в её столице Боготе никто не был, что нам до их проблем...



Если бы были красивые аналогии, типа "возмущённые введением выделенных полос автолюбители Боготы вышли на массовую акцию протеста..." об этом бы написали. Но там всё было совершенно наоборот.

Но, поскольку в Колумбии никто не был, начнём обо всём по порядку. У нас Колумбия прежде всего ассоциируется с бедностью, наркотой и Медельинским картелем. Соответственно, всё, что там есть должно по определению быть отсталым и не заслуживающим внимания "цивилизованного человека". А значит, её столица должна быть чем-то вроде "большой деревни", а уж на чём они ездят, так это, наверное, такие старые автобусы с местами на крыше.
Но всё совершенно не так. Уровень жизни в любой стране определяется в ВВП на душу населения: в Колумбии он находится на отметке 7345 долларов на человека в год, в России - 12236 долларов на человека в год. То есть ровно в полтора раза больше. Разница существенная, но не принципиальная, к примеру в Великобритании - 34919 долларов, в Китае - 4264 доллара, а в Бурунди - 389 долларов на человека в год.
С безопасностью всё, конечно, хуже, чем у нас, но что поделаешь.
Богота - город огромный. Из Российских городов Богота сопоставима только с Москвой. Действительно, население Боготы 10,7 млн чел., площадь 1775 кв. км. (для сравнения: Москва без присоединённых территорий - 11,6 млн. чел. и 1091 кв. км) . Транспорт до 2000 года был представлен троллейбусами и автобусами. Метрополитена никогда не было (что интересно, в трёхмиллионном Медельине он есть).
А вот с транспортом вообще всё не так.

Долгое время транспорт Боготы был представлен автобусами и троллейбусами. Причём, троллейбусы были советскими ЗиУ-5, а потом ЗиУ-9. Да, именно так. В этой "ужасной" стране, нещадно уничтожавшей коммунистических партизан, были советские троллейбусы. Но основной роли в транспортной системе они не играли. Да и закончил троллейбус свою работу в этом городе в 1991 году.





Основным видом общественного транспорта в Боготе всегда были "басеты" - небольшие автобусы, принадлежащие самым различным небольшим фирмам. Их было так много, что по некоторым улицам они шли в несколько рядов сплошным потоком. Честно говоря, вообще непонятно, каким образом такой огромный город мог свободно передвигаться исключительно на наземном транспорте, причём без организации для него какого бы то ни было приоритета. Но, тем не менее, это факт. Правда, следует заметить, что уровень автомобилизации тогда был не очень высоким: что-то около 700000 автомашин в городе.









Ближе к 2000 году руководство города сообразило, что так дальше продолжаться не может. Всё-таки десятимиллионннику необходим более мощный транспорт. Но на метро денег не было. И тогда было решено воспользоваться опытом Куритибы и сделать ставку на скоростные автобусы.
Отцы города обратились в компанию "Мерседес", и та в свою очередь взяла на себя всю сложность работы по разработке новейшей транспортной системы.

В результате была разработана система транспорта, в которой автобусу отдаётся безусловный приоритет на "вылетных" трассах, а в центре города он идеальным образом интегрируется в пешеходно-прогулочные зоны.



Торжественное открытие системы состоялось в ноябре 2000 года. Назвали её соответственно: TransMilenio. Система сразу же завоевала популярность у пассажиров. На сегодняшний день её характеристики таковы:

Протяжённость: 84 км
Количество остановок: 114
Среднее расстояние между остановками: 750 м
Частота движения автобусов: 1 автобус каждые 63 секунды.
Количество автобусов: 1700 шт.
Средняя скорость: 28 км/час
Количество ежедневно перевозимых пассажиров: 1 690 000 чел.
Средняя ежедневная нагрузка на автобус: 1584 пассажира
Количество радиальных направлений: 7
Максимальная пассажирская нагрузка: 45000 чел./час на направлении
Инвестиционные затраты на строительство (без учёта покупки подвижного состава): 9 млн. евро на км дороги

Характеристики, на самом деле, впечатляющие. Компания "Мерседес" ей не даром гордится.
Давайте сравним эту систему с близким по протяжённости Петербургским метрополитеном. Длина линий ПМ: 112,5 км, пассажиропоток за день: 2,13 млн. чел. Оба показателя у ПМ в 1,3 раза выше, чем у TransMilenio. То есть, эффективность системы скоростного автобуса практически такая же, как у метрополитена.

Каким же образом это было достигнуто?

1. Система полностью физически изолирована от индивидуального автотранспорта. Пересечения допускаются только на перекрёстках. Никаких заездов личного транспорта для последующего поворота или перестроения не допускается.













2. В места, где количество автобусов высоко, для их движения выделена не одна полоса движения, а столько, сколько нужно автобусам. Во многих случаях предусмотрены заездные карманы и обгонные пункты.





В центре, где улицы узки и нет возможности для организации одновременного бесконфликтного движения автотранспорта и автобусов оставлено только движение автобусов, которое в свою очередь великолепно сочетается с обширными пешеходными зонами.













3. Все остановки выполнены по принципу "изолированных блоков" с турникетами на входе и платформой в уровне пола высокопольного автобуса.
Для того, чтобы максимально сократить ширину остановочных блоков, они сделаны посередине дороги (двери автобусов открываются слева). В значительной части случаев с остановок пассажиры выходят по разноуровневым пешеходным перходам (из-за того, что остановки достаточно узкие, при этом должна быть сохранена их доступность для инвалидов, чтобы не делать лифт, вместо лестниц сделаны пандусы).







4. На линиях работают только автобусы TransMilenio. Другие перевозчики не допускаются.

5. Применяются только автобусы особо большой вместимости, в том числе и с двумя сочленениями.





6. При любых видах ремонтных работ ширина полосы для движения автобусов не сокращается, вместо выбывших полос выделяются соседние за счёт личного автотранспорта.



Итак, результаты великолепные. Есть ли проблемы? Естественно, есть. В принципе главный недостаток один, всё остальное следствие.
А недостатком является то, что система оказалась крайне удобной для пассажиров, но недостаточной по своей провозной способности. Для 10-миллионного города 1,7 млн. чел в день для магистрального транспорта, составляющего костяк транспортной сети, явно мало. Нужно хотя бы 5 млн., то есть втрое больше.
Позвольте, но провозная способность у направления и так, как у метро. Можно ли ещё увеличить провозную способность, не реконструируя трассы. Нет! Она уже на пределе. Автобусы движутся сплошным потоком, на некоторых участках сразу по двум полосам.
Здесь есть лишь два резерва:
1. Сейчас движение автобусов маршрутизовано. Пассажирам не нужно пересаживаться из одного автобуса в другой. Им нужно лишь подойти к нужной двери на посадочной площадке. А вот у автобусов из-за этого проблемы. Поскольку они движутся сплошным потоком, то им приходится маневрировать в зоне остановки, чтобы подъехать к нужной двери. Это создаёт суматоху в зоне остановочных пунктов, а иногда и приводит к авариям. Если автобусы будут следовать строго по 4 диаметрам, они смогут двигаться сплошняком, не обгоняя и не маневрируя. Но тогда для пассажиров придётся оборудовать сложные пересадочные станции в местах пересечения линий, а на действующих перегруженных линиях это непросто. Да и выигрыш от этого будет не более 30% при нужных 200%. При этом нассажирам это будет менее удобно, таскаться вверх-вниз по пандусам на пересадках. Так что это не вариант.
2. Устройство двухярусных развязок на пересечении с другими автодорогами. Но это во-первых не всегда возможно в реальной местности, а во-вторых потребует полного закрытия лини на время реконструкции.
В общем, придётся согласиться с тем, что на действующих линиях предел уже достигнут.
Значит, нужно строить новые линии. Но это не так просто, как кажется. Для этого необходимы пригодные коридоры, время на проектирование и строительство. Причём наибольшая проблема, естественно, в центре. Удастся ли в городе найти ещё хотя бы 10 радиусов и хотя бы 4 улицы в центре полностью под автобус и пешеходов, не знаю. Но работы в этом направлении уже ведутся.

Но, город не может ждать. На существующих линиях творится кромешный ад. Люди давятся не только в автобусах, но и на платформах и на выходе с остановок.













Автобусы из-за жёсткого графика и сложного маневрирования на остановках попадают в аварии.



Но, другого общественного транспорта такого уровня в городе нет. Ситуация с TransMilenio стала предметом острой критики властей со стороны горожан.





И тогда власти вдруг вспомнили о том, что всего лишь десять с небольшим лет назад, то есть на памяти существующего поколения, никаких скоростных автобусов в городе не было. Ездили себе граждане на "басетах" и в ус не дули. И тогда власть решила пойти на непопулярные меры. Пересадить людей из скоростных автобусов в обычные, а для этого поднять цены на проезд в TransMilenio. В принципе, цены там и так по местным меркам высокие, но народу-то, хоть отбавляй...



И вот тут началось. Терпение пассажиров лопнуло. Возвращаться в старые времена они ни в какую не пожелали. И начался бунт. Бессмысленный в самой своей направленности против ни в чём не повинных скоростных автобусов. 9 марта этого года наиболее активная часть пассажиров - студенты вузов - встав живой цепью перекрыли шесть из девяти путей следования скоростных автобусов системы TransMilenio.









К ним примазалась всякого рода радикальная молодёжь, из тех, кому бы чего-нибудь погромить... Они напали на билетную кассу и захватили несколько автобусных остановок закрытого типа. При разгоне демонстрантов полиция применила слезоточивый газ и водометы. В течение дня движение было парализовано.







В итоге погромщиков, разумеется, поймали и предъявили им обвинение. Но проблема осталась, и как её будет решать город, неизвестно. Но шансов не решать её у него уже нет.

http://www.transmilenio.gov.co/WebSite/Default.aspx

http://brt.mercedes-benz.com/content/brt/mpc/mpc_brt_website/en/home_mpc/brt/home/about_brt/more_about_BRT/what_makes_brt_successful/brt_Solutions/bogota.html

http://www.skyscraperlife.com/transportes-y-comunicaciones-la/12277-transmilenio-bogota-d-c-colombia-5.html

http://www.grandfin.ru/politics/2012/03/62308.html

http://www.elespectador.com/noticias/bogota/imagen-248965-vandalismo-contra-bus-de-transmilenio

http://porquecarajos.blogspot.com/2010_04_01_archive.html

http://www.flickr.com/photos/embarq/galleries/72157628479074167/#photo_1731366190

http://logiamisantropica.blogspot.com/2011/06/acerca-de-la-que-llaman-servicio.html

http://www.flickr.com/photos/gerardgat/4555641622/

http://www.radiosantafe.com/2011/02/13/fiscalia-cito-a-conciliar-a-atacantes-de-estacion-de-transmilenio/

http://bookjuanmiguelrojassanchez.blogspot.com/2010/11/pieza-teatro-imax.html

http://noticias.terra.com.co/bogota/convocan-por-redes-sociales-dia-de-no-transmilenio,6396f6790c816310VgnVCM3000009af154d0RCRD.html

http://www.caracol.com.co/noticias/bogota/padres-de-menores-acusados-de-vandalismo-en-transmilenio-perderian-patria-potestad/20120315/nota/1655187.aspx

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B0

http://en.wikipedia.org/wiki/TransMilenio

http://www.tramz.com/co/bg/b/be.html

http://lanoticiadebogota.wordpress.com/2011/11/08/la-tragedia-de-andar-en-bus/

http://es.wikipedia.org/wiki/Transporte_de_Bogot%C3%A1
[/cut]

Метки:

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
27 сент, 2013 10:26 (UTC)
Скоростной автобус Боготы.
Пользователь ggair сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скоростной автобус Боготы. [...]
livejournal
27 сент, 2013 11:42 (UTC)
Скоростной автобус Боготы.
Пользователь apalshin сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы.» в контексте: [...] нал взят у в Скоростной автобус Боготы. [...]
12th_gauge
27 сент, 2013 12:07 (UTC)
Если с автобусами коллапс, то что же творилось до автобусов? Думаю мэр Боготы еще поучил бы Собянина.
monteklever
27 сент, 2013 14:08 (UTC)
Спасибо за пост!
livejournal
27 сент, 2013 16:30 (UTC)
Скоростной автобус Боготы.
Пользователь fx144 сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы.» в контексте: [...] нал взят у в Скоростной автобус Боготы. [...]
livejournal
27 сент, 2013 16:38 (UTC)
Скоростной автобус Боготы.
Пользователь didroi сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скоростной автобус Боготы. [...]
livejournal
28 сент, 2013 00:19 (UTC)
Скоростные автобусы - неожиданный поворот.
Пользователь burtsev сослался на вашу запись в записи «Скоростные автобусы - неожиданный поворот.» в контексте: [...] тельный рассказ про эти линии - уже март 2013 http://sergeykostikov.livejournal.com/87261.html [...]
burtsev
28 сент, 2013 00:24 (UTC)
А вот в этом фильме у них еще все хорошо: Urbanized - 2011
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=PUhNu4VDTRM#t=1144
livejournal
28 сент, 2013 01:00 (UTC)
Скоростной автобус Боготы.
Пользователь shafir сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Скоростной автобус Боготы. [...]
livejournal
28 сент, 2013 05:29 (UTC)
Скоростной автобус Боготы.
Пользователь zadumov сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы.» в контексте: [...] нал взят у в Скоростной автобус Боготы. [...]
ilyashargaev
28 сент, 2013 09:46 (UTC)
Спасибо за интересный пост!
livejournal
28 сент, 2013 13:20 (UTC)
Скоростной автобус Боготы
Пользователь ludenus сослался на вашу запись в записи «Скоростной автобус Боготы» в контексте: [...] http://sergeykostikov.livejournal.com/87261.html [...]
galickii_moskal
28 сент, 2013 14:17 (UTC)
А почему нельзя использовать двухэтажные автобусы и двух-ярусные остановки?
(Удалённый комментарий)
galickii_moskal
29 сент, 2013 19:42 (UTC)
Ну а сейчас они же с платформ под колеса как горох не сыпятся.
glamurtroll
2 окт, 2013 10:35 (UTC)
а как справлялись басеты до этого?
permea_kra
6 окт, 2013 16:06 (UTC)
Очевидно, посредственно.
Ярослав Привалов
6 фев, 2015 10:03 (UTC)
Просто единственным видом городского транспорта, который может обеспечить потребную при таких потоках провозную способность при должной безопасности и регулярности перевозок, является метрополитен. Безумно дорогой для Боготы транспорт - но других вариантов нет.
Ярослав Привалов
6 фев, 2015 10:08 (UTC)
Всё же некорректно сравнивать среднюю и пиковую провозную способность автобусной системы (пусть и скоростной) и метро.
То же питерское метро (возьмём первую "красную" ветку) с её 8-вагонными поездами (в каждом поезде помещается до 2 тысяч человек в пиковое время) и 100-секундными интервалами (40 пар/час) способно провозить до 80 тысяч человек в час, причём непрерывно в течение 4-5 часов подряд, без срывов графика движения поездов. Такая система BRT (Bus Rapid Transit - скоростной автобус) - 35 тысяч человек эпизодически в пике, с очень большим трудом, со срывами графика. Итого, метро, всё же, способно НОРМАЛЬНО выдерживать (не в срывном режиме иногда, а НОРМАЛЬНО) в 2.5 раза большую нагрузку.
Ярослав Привалов
6 фев, 2015 11:05 (UTC)
Если по данной спецификации - интервал 63 секунды (округлим в сторону учащения - 60 сек), и вместимость автобуса, допустим, 300 (ну пусть даже 500 - длинный сочленённый автобус с давкой) человек, - то по спецификации стандартного российского вагона метро предельная вместимость (т.е. с той же давкой) - 320 человек на вагон. Пусть будет даже 300. На восьмивагонный поезд получится 2400 человек.
Поезда метро способны ходить с интервалом 90-100 секунд. пусть даже допустим 2 минуты (опять в сторону уменьшения прикинем).
Итого имеем: предел автобусной системы Боготы - 500 человек на автобус раз в минуту; предел питерского метрополитена (8 вагонов - 2400 чел - раз в 2 минуты) - 1200 человек в минуту - в 2.4 раза больше. Примерно соответствует тому, что я написал в предыдущем посте.
Если СРЕДНЮЮ провозную способность, сопоставимую с метрополитеном (если сложить поток метро утром в воскресенье и вечером в рабочий день и разделить на всех) скоростной автобус с натяжкой ещё обеспечивает, - то МАКСИМАЛЬНУЮ, ПИКОВУЮ - 100% НЕТ.
Если питерское метро везёт поток порядка 2 млн. человек в день НЕ НАПРЯГАЯСЬ, имея ещё резерв как минимум в миллион человек в день, - то для скоростной автобусной системы этот поток запредельный, со срывами графика и авариями.
Резюмируя, можно сказать, что такой поток, как в Боготе, способен вывезти только скоростной полновесный рельсовый транспорт - это либо метро, либо городская электричка с интервалом минуты в 3-4 и 10-ю вагонами в составе. Тогда можно получить реальную провозную способность в 75-85 тысяч человек в час, что, в принципе, достаточно.
Но оба этих варианта непозволительно дороги для Боготы, увы ((
Можно ещё попробовать использовать легкорельсовый транспорт (скоростной трамвай) - при полной изоляции пути (без светофоров, пересечений с автодорогами в одном уровне) 4-5-вагонные составы способны провозить без проблем 30-35 тысяч человек в час (не в срывном, а в штатном режиме) - но всё равно этого будет для Боготы мало.

Edited at 2015-02-06 13:23 (UTC)
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

sergeykostikov
Сергей Костиков

Latest Month

Май 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow